ТЕО́РИЯ ПОЭТА́ПНОГО ФОРМИРОВА́НИЯ У́МСТВЕННЫХ ДЕ́ЙСТВИЙ.
Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии - и иностранным. Позднее переименованная ее создателем - психологом П. Я. Гальпериным - в теорию управления усвоением. Выделяется несколько этапов в процессе формирования умственных действий (предварительное ознакомление с действием, материальное действие по усвоению его содержания, внешнеречевое действие, проговаривание про себя, умственный этап), последовательность осуществления которых дает возможность управлять процессом усвоения.
С позиций этой теории в методике преподавания неродного языка предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивало бы практическое овладение языком (Вертоградская, 1976). Можно утверждать, что названная теория и разрабатываемые на ее основе теории обучения языкам наиболее успешно могут быть использованы лишь на этапе формирования речевых навыков, предполагающем известную алгоритмизацию (см. алгоритм) и автоматизацию речевых действий. Попытки использовать положения теории применительно к обучению речевой деятельности оказались малоуспешными. По утверждению сторонников названной теории усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения. Этот феномен объясняется тем обстоятельством, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого метода проб и ошибок.